О способах взаимодействия с должником и третьими лицами

11 марта 2019

 

 

Обращаем внимание граждан!

Законодателем предусмотрены условия осуществления отдельных способов взаимодействия с должником. Так, части 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», предусматривают ограничения на осуществление непосредственного взаимодействия (форме личных встреч и телефонных переговоров) по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с должником.

Такое взаимодействие не допускается;

1) со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом;

2) с момента получения должником документов, подтверждающих наличие оснований, свидетельствующих, что он:

а) является лицом, лишенным дееспособности, ограниченным в дееспособности, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

б) находится на излечении в стационарном лечебном учреждении;

в) является инвалидом первой группы;

г) является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного).

Однако, в случае непредставления документов, подтверждающих наличие вышеуказанных оснований, их наличие считается неподтвержденным.

Часть 3 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 №230-ФЗ устанавливает временные и количественные ограничения непосредственных способов взаимодействия (в форме личных встреч и телефонных переговоров) с должником по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

Так, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;

2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;

3) посредством телефонных переговоров:

а) более одного раза в сутки;

б) более двух раз в неделю;

в) более восьми раз в месяц.

Часть 4 статьи 7 Федерального закон от 03.07.2016 №230-ФЗ предусматривает правила непосредственного взаимодействия (в форме личных встреч и телефонных переговоров) кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах с должником.

В начале каждого случая непосредственного взаимодействия (по инициативе, должнику должны быть сообщены:

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, осуществляющего такое взаимодействие;

2) фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

Часть 5 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 №230-ФЗ устанавливает временные и количественные ограничения иных способов взаимодействия с должником по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

Так не допускается взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи:

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;

2) общим числом:

а) более двух раз в сутки;

б) более четырех раз в неделю;

в) более шестнадцати раз в месяц.

Часть 6 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 №230-ФЗ устанавливает правила, предъявляемые к содержанию телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, в целях возврата просроченной задолженности.

При использовании перечисленных способов взаимодействия должнику должны быть сообщены:

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;

2) сведения о наличии просроченной задолженности, в том числе могут указываться ее размер и структура;

3) номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

Часть 7 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 №230-ФЗ устанавливает правила, предъявляемые к сообщениям, направляемым должнику кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в целях возврата просроченной задолженности посредством почтовых отправлений по месту жительства или месту пребывания должника.

В таких сообщениях обязательно должны быть указаны следующие сведения:

1) информация о кредиторе, а также лице, действующем от его имени и (или) в его интересах:

а) наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и отчество (при наличии) (для физического лица), основной государственный регистрационный номер (для индивидуального предпринимателя);

б) почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

в) сведения о договорах и об иных документах, подтверждающих полномочия кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;

2) фамилия, имя и отчество (при наличии) и должность лица, подписавшего сообщение;

3) сведения о договорах и об иных документах, являющихся основанием возникновения права требования к должнику;

4) сведения о размере и структуре просроченной задолженности, сроках и порядке ее погашения (в случае, если к новому кредитору перешли права требования прежнего кредитора в части, указывается объем перешедших к кредитору прав требования);

5) реквизиты банковского счета, на который могут быть зачислены денежные средства, направленные на погашение просроченной задолженности.

При этом, в соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 №230-ФЗ, весь текст в сообщениях, направляемых должнику посредством почтовых отправлений, и в прилагающихся к ним документах, должен быть отображен четким, хорошо читаемым шрифтом.

Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 №230-ФЗ кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, для осуществления непосредственного взаимодействия с должником посредством телефонных переговоров разрешается использовать только абонентские номера, выделенные на основании заключенного между кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, и оператором связи договора об оказании услуг телефонной связи. При этом запрещается скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется сообщение должнику, либо об адресе электронной почты, с которой направляется сообщение, либо об отправителе электронного сообщения.

Кроме этого, часть 10 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 №230-ФЗ предусматривает обязанность взаимодействия с должником на русском языке или на языке, на котором составлен договор или иной документ, на основании которого возникла просроченная задолженность.

Несмотря на ограничения частоты взаимодействия с должником, установленные законодателем, части 11, 12 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 №230-ФЗ указывают на то, что эти правила применяются кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в отношении каждого самостоятельного обязательства должника.

Часть 13 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 №230-ФЗ предусматривает право должника и кредитора, в том числе при проведении переговоров о реструктуризации просроченной задолженности, заключить соглашение, предусматривающее частоту взаимодействия с должником по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, отличную от предусмотренной частями 3 и 5 настоящей статьи. К порядку заключения соглашения и отказа от него применяются правила, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Условия такого соглашения не могут умалять человеческое достоинство должника.

Время создания документа: 11 марта 2019 10:39

Версия для печати