Доклад руководителя УФССП России по Ленинградской области Н.Г. Денисенко на коллегии Управления по итогам деятельности за 2015 год и задачам на 2016 год

Уважаемые гости!

Уважаемые коллеги!

 

Истекший,  2015 год был для нас нелегким. Сокращение на четверть штатной численности аппарата Управления в результате организационно-штатных мероприятий, отток квалифицированных кадров, в том числе, в структурных подразделениях, совпали по времени с резким увеличением нагрузки.  По сравнению с 2014 годом на треть  выросло количество возбужденных исполнительных производств, в том числе, на 62 тысячи больше поступило постановлений органов ГИБДД, на 11 тысяч увеличилось поступление исполнительных документов о взыскании  задолженности по налогам, почти на 4  тысячи – по кредитным обязательствам.

На исполнении в структурных подразделениях Управления находилось более 730 тысяч исполнительных производств, на 154 тысячи больше, чем в 2014 году.

Нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя соответственно увеличилась  и составила более 2,5 тысяч исполнительных производств.

В этих условиях руководством Управления был осуществлен комплекс экстренных мер по оптимизации работы аппарата и структурных подразделений, позволивших добиться положительной динамики по основным направлениям деятельности.

Окончено и прекращено более 460 тысяч исполнительных производств, на 122 тысячи больше, чем в 2014 году.

Более 300 тысяч исполнительных производств окончено фактическим исполнением, это на 54 тысячи превышает результат 2014 года.

Несмотря на рост фактического исполнения в абсолютных значениях, основной показатель «Доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств» выполнен нами на 44,4%, это выше среднероссийского показателя (38,6%), но ниже прогнозного значения - 47,5 %.Показатель «Интенсивность исполнения требований исполнительных документов»составил 93,4% (при расчетном значении не менее 102%).

Основная         причина невыполнения показателей в том, что рост поступления исполнительных документов пришелся на 2 полугодие 2015 года, с максимальной нагрузкой на IV квартал 2015 года (158 тысяч возбужденных исполнительных производств).

С учетом изложенного приняты меры по улучшению организации работы на этих направлениях в 2016 году. По итогам двух месяцев доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств составила 10,37% при запланированном значении 8%. Однако, следует незамедлительно форсировать работу по повышению интенсивности исполнения требований исполнительных документов, которая по итогам двух месяцев составляет только 60,31%.

Увеличение фактического исполнения в условиях роста поступления исполнительных документов во многом стало возможным благодаря применению информационных технологий. В 2015 году мы перешли к непосредственному взысканию задолженности без направления бумажного носителя. Такой порядок в полной мере реализован по исполнительным документам Федеральной налоговой службы и ГИБДД. Доля электронного исполнения в фактическом исполнении по итогам 2015 года выросла более чем на 20 % по сравнению с 2014 годом и составила 54%.

Во всех крупных структурных подразделениях созданы группы электронного исполнения, в остальных эти обязанности возложены на одного или двух судебных приставов-исполнителей. Этот резерв для интенсификации исполнения мы будем активно использовать и в 2016 году, уже в январе текущего года доля электронного исполнения составила 72%.

Наряду с использованием новых информационных технологий в  2015 году для интенсификации исполнения нами достаточно результативно использовались традиционные меры принудительного исполнения.

На 64% увеличилось количество исполнительных производств, по которым произведены аресты имущества должников. Стоимость арестованного имущества в 2015 году составила более 3,3 млрд.  руб. 

Сумма, полученная от самостоятельной реализации должником арестованного имущества, составила более 3,6 млн. рублей,  что в 6 раз повышает показатель 2014 года.

Вместе с тем, следует отметить недостаточный удельный вес суммы реализованного имущества к общей стоимости имущества, переданного на реализацию.

Более полно использовались возможности исполнительного розыска. Увеличилось количество заведенных разыскных дел, вырос удельный вес дел, прекращенных розыском.

Передано на реализацию разысканное имущество на общую сумму свыше 7 млн. рублей, что в 11 раз превышает показатели 2014 года.

Вынесено больше 25 тысяч постановлений об ограничении должникам права выезда за пределы Российской Федерации, в 2 раза больше по сравнению с 2014 годом. Должниками в связи с ограничением исполнены требования исполнительных документов на общую сумму более 120 млн. рублей, на 25 млн. рублей больше, чем в 2014 году.

В 2016 году начата реализация полномочий по временному ограничению должников в пользовании специальными правами, после вручения соответствующего предупреждения за два месяца 2016 г. должниками внесено больше 370 тысяч рублей для погашения задолженности; вынесено 364 постановления об ограничении в пользовании водительскими правами.

 

Судебными приставами-исполнителями в отчетном периоде фактически взыскано более 6,8 млрд. руб., на  2,7 млрд. больше, чем в  2014 году.

Особое внимание уделялось взысканию денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.  В 2015 году фактическим исполнением окончено свыше 270 тысяч исполнительных производств этой категории,  что составляет почти половину от общего количества находившихся на исполнении. В бюджеты различных уровней перечислено более 1,5 млрд. рублей, из них более 1 млрд. рублей – в областной и местные бюджеты.

Сумма взысканных налогов составила более 740 млн. рублей, на 90 млн. рублей больше, чем в 2014 году, в том числе, свыше 230 млн. рублей задолженности по транспортному налогу – на 86 млн. рублей больше, чем в 2014 году.

Повышена результативность взыскания штрафов за административные правонарушения, взыскано более 228 млн. рублей, в  том числе, более 114 млн. рублей штрафов по постановлениям органов ГИБДД.

Перечислено в бюджет почти 115 млн. рублей исполнительского сбора.

Производился постоянный мониторинг исполнения решений судов о защите конституционных прав граждан, интересов социально незащищенных слоев населения. Увеличилась количество исполненных решений судов о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, фактическим исполнением окончено 18 исполнительных производств, по четырем  оставшимся исполнение приостановлено или отложено на основании решения суда.

Приняты меры к повышению эффективности взыскания алиментных платежей. Более 27 млн. рублей взыскано за счет ограничения выезда должников за пределы Российской Федерации.

Окончено и прекращено более 300 исполнительных производств по взысканию алиментов в пользу воспитанников детских домов. На счета воспитанников детских домов перечислено более 530 тысяч рублей.

 

Взыскано свыше 31 млн. рублей штрафов, назначенных в качестве наказания за совершение преступления, в том числе, около 5 млн. рублей взыскано штрафов, назначенных за совершение преступлений коррупционного характера. По этим показателям также зафиксирован рост по сравнению с 2014 годом.

 

Приоритетными задачами исполнительного производства на 2016 год являются: достижение установленного на 2016 год показателя доли оконченных фактическим исполнением исполнительных производств, а также  интенсивности исполнения требований исполнительных документов, сохранение положительной динамики фактического исполнения судебных актов и актов иных органов и должностных лиц, увеличение суммы денежных средств, взыскиваемых в бюджетную систему Российской Федерации, сокращение остатка исполнительных производств, оптимизация работы структурных подразделений за счет активизации групп электронного исполнения, интенсификация исполнительного производства за счет расширения межведомственного электронного взаимодействия, дальнейшего внедрения информационных технологий, активизации классических мер принудительного исполнения.

 

Продолжается активное использование  полномочий уголовно-правовой юрисдикции для обеспечения принудительного исполнения. В истекшем году возбуждено 1142 уголовных дела, из них 1090 – за уклонение от уплаты алиментов.

Направлено в суд 1046 уголовных дел, рассмотрено судом 857 уголовных дел, в том числе, 13 – с назначением реального срока наказания.

Несколько повысилось качество дознания, на треть по сравнению с 2014 годом сократилось количество уголовных дел, возвращенных надзирающими прокурорами для дополнительного расследования и пересоставления обвинительного акта.

Установленный государственной программой «Юстиция» показатель «Обеспечение законности при производстве дознания по уголовным делам» в 2015 году выполнен.

Однако, не удалось достигнуть установленных значений показателей  «Результативность расследования уголовных» дел, который составил 94,9% при прогнозном значении 98%, и «Оперативность производства дознания», который составил 89,3% при запланированном значении 91%. Неисполнение указанных показателей вызвано возобновлением в первом квартале 2015 года Тосненским и Сланцевским районными отделами расследования по делам прошлых лет с их последующим окончанием.

 

В 2016 году необходимо активизировать работу по выявлению преступлений, подследственных ФССП России, обеспечивать реальное положительное влияние возбуждения и расследования уголовного дела на динамику исполнения по соответствующему исполнительному производству. Старшим судебным приставам необходимо в максимально короткие сроки подобрать кандидатов на замещение вакантных должностей дознавателей, до приема на работу штатных дознавателей организовать производство дознания, пользуясь полномочиями начальников органа дознания.

 

На направлении обеспечения установленного порядка деятельности судов основные усилия были сосредоточены на организации несения службы в зданиях судов и судебных участков мировых судей и подготовке личного состава к несению службы.

Приоритетной задачей являлось обеспечение безопасности судей, участников процесса, посетителей зданий судов, судебных участков мировых судей, а также судебных приставов-исполнителей.

При несении службы чрезвычайных происшествий не допущено.

Полностью обеспечены охраной здания 20 судов общей юрисдикции, в том числе, Ленинградского областного суда и гарнизонного военного суда, а также 81 участков мировых судей.

Исполнено свыше 104 тысяч заявок судов на обеспечение безопасности судебных заседаний.

Доставлено  более 1800 лиц по постановлениям судей о приводе в судебные заседания.

По постановлениям судов выдворено за пределы Российской Федерации 1118  лиц.

Выявлено и пресечено 854 административных правонарушения в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов. Судебными приставами задержано 70 лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда, разыскиваемых за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и 1 разыскиваемый за совершение тяжкого преступления.

В 2016 году старшим судебным приставам необходимо уделять особое внимание служебной подготовке судебных приставов по ОУПДС, обучать каждого судебного пристава практическому умению действовать в различных условиях обстановки. Отделу организации обеспечения установленного порядка деятельности судов в ходе проведения ежеквартальных комплексных зачетов в обязательном порядке проверять каждого пристава на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств.

        

К сожалению,вопросы защищенности и технической укрепленности участков мировых судей до настоящего времени в полном объеме не решены, что создает потенциальную угрозу безопасности зданий судов и участников судебных заседаний и не может быть в достаточной мере компенсировано только за счет организации работы судебных приставов. Эта проблема может быть решена только во взаимодействии с правительством Ленинградской области. 

В 2015 году проделана значительная работа по усилению технической оснащенности судебных участков  мировых судей. Оснащены техническими средствами охраны 77 судебных участков Выборгского, Гатчинского, Кировского районов Ленинградской области.

Однако, проблема в полном объеме не разрешена. Стационарными металлообнаружителями оснащено только 3 из 51 здания судебных участков мировых судей, камерами наружного и внутреннего видеонаблюдения оборудовано только 1 здание судебных участков мировых судей. Это один из самых низких показателей по Российской Федерации, средний показатель  оснащения стационарными металлообнаружителями по РФ составляет 48,7%, оснащения камерами видеонаблюдения – 56,2%. 

В связи с нашими неоднократными обращениями Администрацией Ленинградской области в областном бюджете 2016 года предусмотрено выделение  на эти цели 8 млн. рублей. Надеюсь, что будут приняты соответствующие меры для обеспечения максимальной оперативности освоения выделенных средств, что позволит обеспечить надлежащую безопасность зданий участков мировых судей и участников процесса.

 

Закон предоставляет судебным приставам достаточно широкие властные полномочия, а любая власть таит в себе опасность злоупотребления. Именно поэтому руководством Управления уделяется постоянное внимание надлежащему реагированию на сообщения о нарушении закона должностными лицами.   

В истекшем году в Управлении продолжилось снижение количества поступивших обращений граждан и представителей юридических лиц, как первичных, так и повторных, всего зарегистрировано немногим более 2400 обращений.  Продолжается снижение количества обращений, поступающих из администрации Президента РФ, центрального аппарата ФССП России, прокуратуры, иных органов государственной власти, что свидетельствует о возрастании доверия заявителей к руководству Управления.

Незначительным остается количество обращений, признанных обоснованными.За 2015 г. обоснованными признаны 12 обращений, что составило 5,4% от общего числа поступивших. По каждому факту незамедлительно принимались соответствующие меры реагирования, 5 сотрудников привлечены к дисциплинарной ответственности.

В 2015 году в аппарат Управления и структурные подразделения поступило 483 жалобы, поданных в порядке подчиненности, рассмотрено 400.

По результатам рассмотрения 54 жалобы признаны обоснованными, по остальным  отказано в удовлетворении.

Приняты меры организационного и дисциплинарного характера, направленные на надлежащую организацию работы и повышение уровня исполнительской дисциплины.

Руководством Управления, а также начальниками структурных подразделений на личном приеме принято 1490 граждан и представителей юридических лиц.

 

Снизилось и количество обращений в суды с заявлениями об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов. За 2015 год судами принято к производству 573 заявления.Количество удовлетворенных судами заявлений снизилось на треть и составило 19 заявлений.

Фактов удовлетворения судами заявлений об обжаловании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц, по которым ранее решения принимались руководством Управления, не было.

 

На особом контроле находилось рассмотрение актов прокурорского реагирования. В истекшем году в аппарат Управления и структурные подразделения поступило 677 протестов и 16 представлений. По всем актам прокурорского реагирования были проведены проверки, приняты меры по устранению допущенных нарушений, в отношении виновных должностных лиц проведены служебные проверки, 41 должностное лицо наказано в дисциплинарном порядке.

 

В 2016 году необходимо сохранить практику жесткого реагирования на допущенные должностными лицами Управления нарушения закона, проанализировать причины, повлекшие обоснованные жалобы, разработать и реализовать меры, направленные на предупреждение подобных фактов в дальнейшей работе.

 

Продолжалась работа по обеспечению открытости Управления для граждан и организаций.

В результате регулярных мероприятий по популяризации «Банка данных исполнительных производств»  в 2015 году через сервис банка произведено 24,5 тыс. оплат, что сопоставимо с годовым фактическим окончанием крупного структурного подразделения.

Принцип открытости реализовывался путем расширения сферы деятельности Общественного совета при Управлении. В 2015 году члены Общественного совета принимали участие в заседаниях коллегий Управления, в Днях открытых дверей по приему граждан, участвовали в работе Комиссии по конфликту интересов. 

 

Продолжалась работа по противодействию коррупции.

В течение 2015 года Управлением осуществлялся комплекс мероприятий, направленных на воспитание у гражданских служащих неприятия коррупционного поведения. Перед приемом на работу претенденты проходят проверку в отделе противодействия коррупции, при этом им разъясняют положения антикоррупционного законодательства, отдельные положения которого доводятся в письменном виде, под расписку, документ приобщается к личному делу. В период работы сотрудники систематически информируются об изменениях в антикоррупционном законодательстве, о практике выявления в ФССП России совершенных должностными лицами правонарушений и преступлений, о судебной практике по делам о преступлениях коррупционного характера. Разработаны соответствующие памятки, которые постоянно находятся на рабочем месте сотрудников. Систематически проводится обучение сотрудников аппарата Управления и руководства структурных подразделений по вопросам профилактики, выявления и пресечения правонарушений.

На постоянном контроле находится соблюдение государственными гражданскими служащими требований закона о представлении федеральными государственными служащими справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и справок о расходах, своих, супругов  и несовершеннолетних детей. В 2015 году проведен сравнительный анализ сведений, представленных государственными гражданскими служащими в 2014- 2015 годах.

Заключены соглашения о порядке взаимодействия в области обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции с рядом государственных и правоохранительных органов.  

Систематически проводятся рабочие встречи, совещания по вопросам противодействия коррупции с представителями прокуратуры, правоохранительных органов, органов государственной и исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В 2015 году на базе Управления дважды проводились заседания круглого стола по вопросам противодействия коррупции, приуроченные ко дню России и к Международному дню борьбы с коррупцией.

По инициативе Управления возбуждено 3 уголовных дела о преступлениях, совершенных сотрудниками с использованием должностных полномочий.

В 2016 году необходимо провести мониторинг работы начальников отделов – старших судебных приставов структурных подразделений Управления по вопросам противодействия коррупции, результаты обсудить   на совещании при руководителе Управления с заслушиванием старших судебных приставов, имеющих низкие результаты работы.

Поставленные перед нами задачи требуют высокой степени организации работы, максимальной сосредоточенности на достижении цели. Особое внимание следует уделять обучению и повышению квалификации сотрудников, добиваться оптимального сочетания инициативы и исполнительности, слаженной работы коллективов структурных подразделений. Я уверена, что в текущем году мы сумеем обеспечить на достойном уровне выполнение задач, поставленных руководством Федеральной службы судебных приставов.

Время создания/изменения документа: 17 марта 2016 12:57 / 17 марта 2016 13:00

Версия для печати